Сколько же должна стоить съёмка фото (да и видео заодно)?
Показали мне недавно на сайте hh.ru вакансию от компании, позиционирующей себя как «один из лучших работодателей России», и предоставляющей фотографу «возможность достойного дохода»: от 8000 рублей на руки в месяц, плюс возможность дополнительного заработка — аж от 200 руб за выезд на объект съёмки — так описывался этот достойный доход (это происходило в 2021 году). При этом среди требований значилось «наличие профессиональной техники». То есть, за предлагаемые копейки в оплату за труд компания даже технику для съёмки работнику не предоставляет. А также в вакансии требовалась «профессиональная обработка отснятых кадров (цвето- и светокоррекция, ретушь)». Ну что ж, соискателю-профессионалу, соблазнившемуся щедрым предложением, выпадает прекрасная возможность угробить свою профессиональную технику ежедневными потоковыми съёмками без возможности затем приобрести технику новую, так как предлагаемой зарплаты для её покупки явно будет недостаточно, и даже не хватит на фототехнику б/у, учитывая, что кроме откладываний на аппаратуру надо ещё на что-то есть, платить за жильё, одеваться и пр.
Это один из характерных примеров оценки труда фотографа — зарплата на уровне курьера или дворника. При этом ни курьеру, ни дворнику не надо приобретать за свои деньги никаких дорогостоящих инструментов, никакой профессиональной аппаратуры для работы. Подобная тенденция прослеживается как среди работодателей, так и среди частных заказчиков. Отчасти это вина самих фотографов — тех, кто сознательно демпингует, приучая заказчиков к цене, которая не окупает ни материальные, ни временные затраты по съёмке. Но и вообще среди неискушенных в «кухне» съёмок фото и видео часто бытует представление, что стоимость съёмки непомерно высока: почему это час понажимать кнопочки должен стоить несколько тысяч рублей? И также можно услышать: «Это он за день нажимания кнопки заработает столько же, сколько я за месяц / полмесяца на заводе?!» (к счастью, подобное лично мне не говорили).
Тут надо заметить, что есть фотографы-любители, подрабатывающие фотосъёмкой в свободное от основной работы время. Такие могут и демпинговать, как уже отметил выше, используя съёмку по сути в качестве развлечения, мало заботясь о её качестве и имея заниженный порог профессиональной ответственности (такие могут без всякого предупреждения не придти на заказ, напиться на свадьбе, исчезнуть после съёмки со всем отснятым материалом — сколько я подобных историй наслушался). Но я сейчас о фотографах-профессионалах, для которых съёмки — основная их деятельность.
Ну что ж, давайте разберёмся, почему день, к примеру, свадебной фотосъёмки стоит как «полмесяца на заводе» или ещё дороже, и почему это не так уж много для фотографа.
Затраты времени.
Если взять полный свадебный день, то часто это работа фотографа с утра до ночи (до 23 часов) в течение 12-16 часов, что составляет 1,5-2 рабочих смены. Ну и что, скажете вы, отработал фотограф две рабочие смены — и получил как рабочий за месяц. Как бы не так. Дело в том, что самой съёмкой работа не заканчивается, а только начинается, так как затраты времени на обработку превышают съёмочное время в разы — обычно обработка свадьбы с ретушью отдельных кадров занимает несколько дней. То же справедливо и для других съёмок — работа непосредственно на съёмке это только видимая часть «айсберга», бóльшая же часть труда скрыта от глаз заказчика. А до обработки ещё нужно сделать отбор удачных кадров, что тоже требует немало времени. Также не забудем приплюсовать сюда время, затраченное на общение с заказчиком — да, подобное общение это тоже рабочее время, хотя часто и целиком удалёнка. И подчас «встречи и консультации», как обычно обозначается этот пункт в договоре, в общей сложности занимают несколько часов для одной свадьбы.
В итоге съёмочный свадебный день, по временным затратам на него фотографа, растягивается до недели и более рабочего времени наёмного работника с 8-часовым рабочим днём. Вот таким многодневным получается съёмочный «день». Аналогично и со съёмочным «часом», который тоже может растянуться не на один день, если нужна глубокая сложная обработка материала.
Развитие.
Фотограф не только снимает по заказам. Он также должен постоянно совершенствовать свои навыки, занимаясь поиском новых методов съёмки и обработки, чтобы быть на волне современных тенденций — просматривая информационные ресурсы, посещая мастер-классы, организуя творческие съёмки, что требует не только временных, но и материальных затрат.
И, конечно, о стоимости аппаратуры.
Работающий на заводе или в офисе не покупает за свой счёт станки, оргтехнику и прочие вещи, нужные ему для работы. А вот всё нужное фотографу для съёмки и обработки фотографий — это деньги исключительно с его заказов. Кто интересовался ценой профессиональной фотоаппаратуры, тому в общем-то объяснять не надо. Комплект новой профессиональной техники (сама камера, объективы, вспышка) вполне может стоить полмиллиона рублей и даже более. Не забываем приплюсовать сюда стоимость расходников: аккумуляторы, флеш-карты, жёсткие диски для хранения отснятого. Добавьте к этому стоимость компьютера для обработки с хорошей видеокартой, графического профессионального монитора (бытовой монитор для обработки фото не годится). О разной «мелочёвке» уже не говорю: могут также понадобиться штатив, монопод, различное световое оборудование, стойки, фильтры и пр. На такие «мелочи» бывает сумма всего заказа и уходит.
И всё это надо не только окупать, но и зарабатывать на новое, так как аппаратуру со временем нужно менять. Конечно, можно покупать технику б/у, старую. Но тогда надо приготовиться к разным сюрпризам и затратам на ремонт, который по своей стоимости может быть сопоставим со стоимостью самой техники.
А если прямо на свадьбе камера сломается? Представьте, идёт регистрация, и тут, бац, фотограф перестаёт фотографировать и встаёт с растерянным видом — камера сломалась. О таких историях я наслышан. Ответственность профессионала, в отличии от любителя снимающего за копейки, находится на другом уровне, поэтому профессионал не придёт на ответственный заказ с одной камерой, чтобы не произошло описываемой ситуации. Вторая камера может быть дешевле основной, но это всё равно расходы, которые надо окупать.
Нерегулярность съёмок.
Нужно ещё учитывать, что заработки на фотосъёмке, в отличии от стабильного дохода наёмного работника, весьма нерегулярны, и заказы не могут быть ежедневными. И дело не только в том, что в этом случае фотограф не будет успевать обрабатывать отснятое, а что свадьбы, преимущественно, играют в конце недели, фотосессии заказывают по выходным. Плюс сезонный фактор: поздней осенью, зимой, весной свадеб очень мало, и свадебный фотограф, не заработавший достаточно средств за летний сезон, рискует, что называется, «сосать лапу» зимой. Поэтому в цену необходимо закладывать риски вынужденных простоев.
И ещё.
А также приплюсуем к стоимости съёмок затраты на рекламу и на свой сайт (продление домена, оплата хостинга).
Надеюсь, читатель теперь имеет примерное представление, из чего складывается стоимость съёмок, при неискушённом взгляде кажущаяся некоторым завышенной. Ну а если увидели объявления, типа, «фотосессия за 500-1000 рублей» или «свадьба за 5000», то нужно понимать, что профессионализма в работе не будет — съёмка, обработка, аппаратура и уровень ответственности будут на низком уровне.
P.S. В связи с курсом доллара и ростом цен на аппаратуру в связи с этим (на ситуацию конца 2024 года), решил добавить немного информации. Подсчитал, что исходя из актуальных цен на аппаратуру и ресурса камеры, только амортизация профессиональной фотокамеры низкого ценового сегмента при съёмке полного дня свадьбы, в зависимости от его насыщенности событиями, составит минимум 2500-5000 рублей. К этому надо приплюсовать: стоимость амортизации объективов, компьютера, монитора и прочего оборудования — всё это тоже значительно подорожало. И не говорю уж о таких мелочах, как затраты на электроэнергию при многодневной обработке.